вторник, 21 октября 2008 г.

История фамилии Рапапорт

Автор д-р Ханаан Рапапорт*

Редактор двухмесячника «Аль-Муль», издаваемого «Яд Бен Цви», обратился ко мне с просьбой, как к редактору нового раздела « Тов шем тов», рассказать об исторических и фольклорных источниках происхождения этой столь распространенной фамилии.
Эта семья очень уважаема в религиозно-ортодоксальных кругах, относится к семействам коэнов, ведущих свое происхождение от Аарона, брата Моше рабейну. Члены фамилии участвуют в благословении коэнов и в обряде «выкупа первенца».(2)

Об истории фамилии:

В разные времена, в соответствии с веяниями времени, появлялись разные объяснения происхождения фамилии.
С середины 16 века, по мере стирания в памяти истории жизни евреев в Испании и Португалии, и до 19 века, среди евреев Восточной и Западной Европы было модно искать корни среди семей, изгнанных из Испании. Это являлось подтверждением древности происхождения. В те времена существовали две версии происхождения фамилии Рапапорт.
Первая – предполагала, что фамилия возникла после брака между представителями двух уважаемых семей, выходцев из Испании семьи Рапа и выходцев из Португалии семьи Порто.
Вторая – что фамилия возникла в результате слияния двух слов: Рав (уважаемый человек) из города Опорто (крупный город в Португалии). Никто, конечно, не пытался разыскать в исторических записях евреев Португалии, этого «известного рава». Не-смотря на это, версия пользовалась большой популярностью. (3)
В течение 20–го столетия две версии истории происхождения фамилии дискутировались в различных рукописях и энциклопедиях (смотри библиографию).
Есть ученые, утверждающие, что речь идет о семье коэнов ашкеназийского проис-хождения. В начале их фамилия была Рапа, по имени долины в Баварии севернее города Регенсбург (49o01’N/12o07’E), из которого появилась ранее неизвестная фамилия. Евреи были изгнаны из Регенсбурга в 1420 – 1422 годах в результате злобных обвинений монаха инквизитора Джованни Капистроне (1386 – 1456), и семья переехала в город Майнц (4).
После повторного изгнания евреев из Майнца в 1462 году, часть семьи перебралась в Северную Италию, в благодатный район долины реки По. Один из них стал раввином в городе Венеция, другой осел в городке Порто, который сегодня называется Лениаго (45o10’N/11o19’E), и находится восточнее Мантуи.
Название города Порто стало второй половиной фамилии Рапопорт. Когда в Венецию переехал член семьи Рапа, живший в Порто, местные евреи, чтобы отличать его от рава, жившего у них раньше, стали называть его Рапа из Порто, а того кто жил там раньше – Рапа из Венеции. Так появилась фамилия Рапа–Порто, превратившаяся со временем в Рапапорт.
.
Другая версия утверждает, что фамилия Рапапорт происходит от слова «ворон», по немецки Рабе или Рапе. Ворон изображен на фамильном гербе, находящемся в музее Прадо, в Мадриде. Также его можно увидеть на знаке печатника, на заглавном листе книги рава Авраама Менахема, сына Якова Хакоэна, который был отпечатан в Вероне в 1594 году (см. прилагаемую фотографию). Знак типичен для периода итальянского Ренессанса. Орнамент с изображением бюстов и листьев окружает медальон, внутри которого руки подняты в благословении коэнов, символизирующие семью коэнов Рапа и ворон, принятый у евреев, как символ еврея скитающегося по миру. В геральдике ворон символ предусмотрительности и долголетия.
Мы знаем, что в 1520 году, на семьдесят пять лет раньше, чем был отпечатан знак на книге, называет себя один из членов семьи «моэль Ицхак сын Ихиеля Хакоэна из воронов».(5). Т.е. часть, касающаяся ворона – Рапе, как первая часть фамилии, давно была известна членам семьи. Существует мнение, что вторая часть фамилии – Порто, произошло от названия городка Портобафоле, расположенного в 40км севернее Венеции. В этом городке члены семьи Рапа жили еще до 1460 года, почти на 70 лет раньше, чем имеются свидетельства их пребывания в Порто – Ланиаго.(6).

Распространение фамилии и вклад ее членов.

Как было сказано выше, семья упоминается уже в 1380 году, в Регенсбурге, в южной Германии, и после этого в Майнце. После изгнания оттуда они обосновались в Италии. Из Италии члены семьи, раввины, врачи, ученые, аристократы, банкиры стали расселяться севернее. Они жили в Вене, в Австрии, в Богемии и Моравии (сегодня Чехия), оттуда в Польшу, Галицию, Украину, Россию и Литву. Некоторые направились на восток в Венгрию, Сербию, Румынию. Из центральной и восточной Европы в начале 20-го века, семья стала расселяться в англоязычных странах: США, Канада, Англия, Австралия, Южная Африка. Алия в Израиль не прекращалась на протяжении всех поколений.
Оценить вклад членов семьи Рапапорт за последние 600 лет в литературу, религи-озную и светскую, образование, науку, медицину, искусство, банковское дело и торговлю невозможно в этой небольшой статье. Подробную информацию о многих из них легко можно найти в биографиях представителей семьи и биографиях их супругов.
Пятнадцать лет назад нами был создан Центр для изучения истории семьи Рапапорт. Основная задача Центра – изучение интеллектуального статуса еврейского народа.

1) Следует отметить, что мы используем здесь только одну форму написания фамилии Рапапорт. Имеются и другие варианты написания фамилии: Раппапорт, Рапопорт, Раппопорт, Рапопортов, Рапипорт, Рапепорт, Раперпорт, Рапарт, Рапа, Рапович, Раперт, Рапорт, Рапир, Прапорт и т.д.
2) Изначально сыновья-первенцы должны были становиться священниками. Когда евреи согрешили поклонением золотому тельцу, священнослужение было передано колену Леви, которое не принимало в этом участия. Это означает, что сыновья-первенцы по рождению предназначены для священной миссии, которую они не могут выполнить. Они должны быть “выкуплены”, т.е. освобождены от статуса священнослужителя. Церемония выкупа совершается через 30 дней после рождения ребенка. Отец вручает пять серебряных монет (или предмет такой же стоимости) священнику и тем самым “выкупает” сына, освобождая его от священнослужения. Родственники и друзья собираются на праздничное застолье, поскольку
теперь ребенку предназначена миссия, которую он может выполнить, – жизнь простого еврея. Невыкупленный первенец став взрослым должен выкупить себя сам.
3) Пишущий эти строки лично слышал эти два обьяснения от пользующегося известностью профессора еврейской истории Бенциона Динбург-Динура в последние дни войны за независимость, еще до того как он был назначен министром просвещения. Профессор Динбург был уверен в правильности этих версий.
4) Как известно, Иоганн Гутенберг из Майнца впервые в Европе изобрел печатный пресс и разборную печатную форму, состоящую из отдельных букв и знаков. В открытой им первой топографии в 1455 году была впервые напечатана Библия. Мы знаем, что он хранил свои секреты и не хотел обучать печатному делу евреев, чтобы они не могли распространять свою веру. Нам неизвестно, каким образом удалось раву Мешуламу Екутиэлю – Кузи Рапа, жившему в Майнце, обучиться этому, хранившемуся в тайне ремеслу. Нам только известно, что после второго изгнания евреев из Майнца мы находим рава Мешулама Кузи Рапа в 1463 году в северной Италии, где он открывает типографию в городке Пиове-ди-Сакко (45o18’N/12o01’E), 18 км юго–восточнее Падуи. В этой типографии в 1472 году был отпечатана первая книга на иврите, первая часть книги Якова Бен Ашера «Арба турим». Издание книги было завершено в 1475 году. Так рав Мешулам Кузи из семьи Рапа-Рапапорт стал первым еврейским книгопечатником.
5) Рав Эльяким Кармоли, инспектор еврейского отдела императорской библиотеки в Париже, назвал историческое исследование о семьях Рапапорт и Юнг-Тойвим «Вороны и сыновья голубки». Книга вышла в свет в 1861 году.
6) Первое, к сожалению грустное, свидетельство проживания членов семьи Рапапорт в городке Портобафоле – ложное обвинение в 1480 году, вслед за известным обвинением евреев Тренто в 1475 году. В протоколе суда, находящемся сегодня в библиотеке Марчана в Венеции, записано, что судят евреев Портобафоле за убийство ребенка-христианина, для использования его крови в приготовлении мацы. В результате этого ложного навета, три еврея городка Портобелло были сожжены на площади Сан Марко, центральной площади Венеции. В сентябре 2005 года, по прошествии более чем 500 лет, представители городка возглавляемые священником, обратились к представителям еврейской общины Венеции с просьбой о прощении за ложное обвинение и совершенное преступление. Кстати, евреев Израиля и семью Рапапорт на церемонии представлял молодой израильский музыкант Дан Рапапорт из Реховота, находившийся в это время в Венеции.

Комментариев нет: